Факторы и резервы повышения прибыли и рентабельности предприятия

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание факторов, оказывающих влияние на размер прибыли предприятия.

К группе внешних - не зависящих, как правило, от предприятия, или неконтролируемых - факторов относятся:

• чрезвычайные события, природные (климатические) условия, изменение рыночной конъюнктуры, конкуренция, социальные условия в стране, транспортные и другие факторы, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль у других;

• изменение государственными органами или инфляционными процессами цен на продукцию, потребляемое сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифов на услуги и перевозки, торговых скидок, надбавок, норм амортизационных отчислений, ставок заработной платы, начислений на нее и ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятиями;

• нарушения дисциплины по хозяйственным вопросам поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами, затрагивающие интересы предприятия.

К группе внутренних - зависящих от предприятия и контролируемых им факторов относятся: основные факторы, определяющие сущностные результаты работы, и факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины.

Экономическая теория определяет как основные факторы формирования прибыли от продаж: количество и качество продукции, ее себестоимость, цены на продукцию и элементы себе стоимости, а также структурные сдвиги в составе продукции.

В свою очередь, основные факторы обусловлены уровнем управления и хозяйствования на предприятии. Речь идет о факторах:

• материально-технических (использование прогрессивных м экономичных предметов труда, применение производительного технологического оборудования, проведение модернизации и реконструкции материально-технической базы производства);

• организационно-управленческих (освоение новых, более совершенных видов продукции и услуг, разработка стратегии и тактики деятельности и развития организации, информационное обеспечение процессов принятия решения);

• экономических (финансовое планирование деятельности организации, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, экономическое стимулирование производства, налоговое планирование);

• социальных (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация оздоровления и отдыха работников).

Зная основные факторы, влияющие на размер прибыли и рентабельности предприятия, целесообразно рассмотреть резервы их повышения.

Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду продукции.

Рисунок 1 - Основные направления поиска резервов увеличения прибыли от реализации продукции

Основные источники резервов увеличения суммы прибыли: увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.(рисунок 1).

Резервы роста прибыли - это количественно измеримые возможности ее дополнительного получения. Они выявляются как на стадии планирования, так и в процессе выполнения планов

Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный. На первом этапе выявляют и количественно оценивают резервы, на втором разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов. На третьем этапе практически реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением.

При подсчете резервов роста прибыли за счет возможного роста объема реализации используются результаты анализа выпуска и реализации продукции.

Если прибыль рассчитана на рубль продукции, сумма резерва ее роста за счет увеличения объема реализации определяется по формуле:

(1.33)

где: - потенциально возможное увеличение объема (резерв роста) реализованной продукции, руб.; - фактическая прибыль от продажи продукции в отчетном году, руб.; - фактический объем реализованной продукции в отчетном году, руб.

Или - прибыль на рубль реализованной товарной продукции отчетного периода.

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи по теме

Исследование и развитие системы оплаты труда на предприятии
Известно, что оплата за труд является одним из важнейших стимулов для работников при реализации намеченных планов предприятия. Основным источником выплат заработной платы является запланированный фонд оплаты труда, который формируется ...

Разработка путей повышения рентабельности организации
Повышение эффективности национальной экономики зависит от успешной деятельности предприятий. Конечным результатом деятельности предприятий является прибыль. Прибыль - это обобщающий показатель работы любого предприятия, которое реализу ...

Разделы сайта