Выбор стратегии осуществляется фирмами в зависимости от их ролевой и содержательной функции в процессе конкурентного взаимодействия. В соответствии с этими функциями рыночные конкуренты классифицируются по определенным типам. См. схему 5.
Наличие таких разнородных конкурентов делает конкурентную борьбу неисчерпаемой. Большие фирмы, имея преимущество над соперниками в могуществе, уступают перед ними в гибкости, приспособленности к особенным сегментам рынка, инновационной активности. Поэтому определенная монополизация рынка большими фирмами не осуществляется, хотя стремление к этому существует.
Схема 5. Типы конкурентов
Как же действует фирма, если она стремится занять монопольное положение на рынке? В зависимости от конкурентных целей могут быть использованы разные приемы. Фирма может покорить соперников своей волей, навязать им свои интересы или же вытеснить их из рынка. В прошлом преобладала война за полное уничтожение конкурентов. В современных условиях под воздействием разнообразных факторов монопольные посягательства осуществляются в основном через присоединение соперников и подчинение их своим интересам. Происходит это путем предоставления кредитов, а также заключений договоров о слиянии фирм.
Существенно это касается стран с развитой рыночной экономикой. В Украине ситуация несколько иная. Отечественный рынок фактически монополизирован и долго еще будет таким оставаться. При этих условиях описанные выше свойства конкуренции проявиться полностью не могут. Под вопросом находится и само наличие конкурентных отношений. Однако, при осуществлении в Украине реформ, нацеленных на настоящее становление рыночной экономики, названные особенности конкуренции несомненно начнут действовать и их необходимо будет учитывать предпринимателям в практической хозяйственной деятельности.