Названные типы конкурентного поведения в разнообразных формах применяются в зависимости от избранных методов конкурентного соперничества.
Выделяют две основных группы методов конкуренции: ценовые и неценовые. См. схему 4.
Схема 4. Методы и формы конкуренции
Как свидетельствует схема, применение того или другого метода, который в дальнейшем определяет и тип конкурентного поведения предпринимателя на рынке, не является самоцелью. Определяющим в этом процессе является стремление завоевать такое положение на рынке, которое обеспечивает исключение дополнительной прибыли. Исторически конкуренция в рыночной экономике начиналась из применения преимущественно методов ценового соперничества. В условиях же современной конкуренции преобладают не ценовые методы. Основу соперничества между современными фирмами составляет дифференцированный спрос. Это значит, что разрабатывая стратегию и тактику поведения на рынке, фирма (предприниматель) в первую очередь заботится о том, чтобы созданная продукция по своим потребительским качествам отвечала запросам потребителей. Поэтому непременным условием экономической политики фирмы является учитывание динамики ожиданий потребителей. А уже в рамках этих параметров она определяет пути уменьшения расходов и снижения цены.
Конкурентная стратегия. Конкуренция - достаточно сложный и многогранный процесс. Чтобы обеспечить в нём успех, фирма (предприниматель) должна придерживаться определенной стратегии действий фирмы, направленных на достижение её конечной цели. Основу этой системы действий составляет полистратегический поиск. Что это значит? Каждая фирма стремится, как правило, монополизировать рынок для максимизации прибыли. Однако достичь этого, особенно в современных условиях, практически невозможно. Поэтому фирма должна предусматривать в своей деятельности одновременно, по крайней мере два стратегических направления - направление на монополизацию рынка и направление на интеграцию своей деятельности в единый процесс функционирования рынка. Действия согласно первому направлению направлены на уменьшение числа конкурентов рынка, второе направление предусматривает стабилизацию собственного положения на рынке путем уменьшения степени риска за счёт сотрудничества (интеграции) с другими фирмами в самых разнообразных формах.
Полистратегический поиск - типичное явление для стран с развитой рыночной экономикой потому, что конкуренция и монополия всегда выступали в ней как парные характеристики. Конкуренты соперничают для достижения монопольного положения, но монополизация рынка каждым из них оказывается невозможной. В то же время они не могут и прекратить борьбу, потому что будут устранены соперниками. Где же выход? Выходом и является интеграционная стратегия, которая ориентируется на понимание фирмами соотношения "конкуренция-монополия".
Однако не следует понимать интеграцию в рыночной экономике как товарищеское сотрудничество. Всегда надо помнить, что она основана на понимании баланса конкурентных сил и предусматривает временное взаимное сотрудничество ради сохранения этого баланса. То есть, стратегия интеграции применяется фирмами в единстве со стратегией монополизации, которая не отбрасывается под воздействием новых мотивов поведения конкурентов. Каждый конкурент, даже если он и клянется в миролюбии в данном конкретном рыночном эпизоде, никогда не перестает быть конкурентом, который чётко помнит основной закон конкуренции: "Если ты не устранишь соперника, то соперник устранит тебя". Поэтому его миролюбие относительное и переменчивое, но и его монополистические посягательства также не следует абсолютизировать. В действиях любой солидной фирмы проглядываются оба типа конкурентной стратегии.