Суть конкуренции в рыночной экономике

Конкуренция (от лат. конкуро - столкновение) - это форма экономических отношений между субъектами рыночного хозяйства, в которых выражается соперничество за наиболее выгодные условия производства, продажи и покупки товара. Как и почему возникает конкуренция? Оптимального положения на рынке хозяйствующие субъекты достигают в результате получения ими экономической самостоятельности. То есть, когда они получают право владения, пользования и распоряжения выработанной продукции. В то же время экономическая самостоятельность порождает стремление выделиться среди равных, доказать свои преимущества, утвердить свое господство, обеспечить себе более выгодное положение, получить большую прибыль и так далее. Это порождает между экономически самостоятельными и отделенными хозяйственными единицами определенное соперничество, борьбу, которая и получила название "конкуренция". Причем конкуренцию не следует рассматривать как соревнование по олимпийскому принципу: не важная победа, а участие. Это жестокий и конфликтный метод взаимодействия рыночных субъектов: достижение поставленных предпринимателем целей возможно лишь за счет поражения интересов других экономических агентов.

Суть конкуренции проявляется и в том, что она, с одной стороны, создает такие условия, при которых покупатель на рынке имеет огромное количество возможностей для приобретения товаров, а продавец - для их реализации. С другой стороны, в обмене участвуют две стороны, каждая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера. В результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки.

Непременным условием конкуренции является независимость субъектов рыночных отношений от определенных "высших" и "внешних" сил. Эта независимость проявляется, во-первых, в возможности самостоятельно принимать решение о производстве или покупке товаров или услуг; во-вторых, в свободе выбора рыночных партнеров. В процессе конкуренции хозяйствующие субъекты как бы взаимно контролируют друг друга, причем осуществляют это преимущественно лучше самого тщательного государственного органа. Конкуренция также является важным инструментом регулирования пропорций общественного производства в условиях рынка. В силу своей противоречивой природы конкуренция несет в себе одновременно как позитивные так и негативные последствия и действия. С одной стороны, она выступает как внешняя принудительная сила, которая побуждает ее участников в процессе заботится о своих собственных микрохозяйственных интересах способствовать общественному прогрессу. См. схему 1.

Схема 1. Положительные последствия конкуренции

Однако, как любой общественный процесс, конкуренция имеет и негативные последствия. Поэтому переоценивать ее возможности в реальной предпринимательской деятельности не следует. Более того, учитывая, что негативные последствия конкуренции органично свойственны рыночному механизму, основанному на частной собственности, необходимо в конкурентной стратегии постоянно предусматривать локализацию этих последствий. Негативные моменты конкуренции см. на схеме 2.

Схема 2. Отрицательные последствия конкуренции

Конкурирующие субъекты ведут себя на рынке по-разному, исходя из конкретных условий и тех заданий, которые они перед собой ставят. Можно выделить три основных типа конкурентного поведения. См. схему 3.

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи по теме

Финансовая санация на предприятии
В результате резкого обострения проблем неплатежей, долгов, несостоятельности предприятий, хронической убыточности их производственно-торговой деятельности в условиях формирующегося рынка в первой половине 90-х гг. закрепился термин « ...

Исследование финансового состояния Курганского линейного отдела Энергосбыт Южно-Уральской железной дороги
Рыночные отношения на сегодняшний день требуют внедрение новых технологий, эффективные формы хозяйствования и управления фирмой. В свою очередь, совершенствование экономического механизма через рыночные отношения, конкуренция фирм (пре ...

Разделы сайта