Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов (слагаемых) построения учетного процесса с помощью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности предприятия и осуществления контроля над рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции. Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, план счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, объем и содержание отчетности.
Все вышеперечисленное относится к участкам, обеспечивающим расчеты по оплате труда.
Предприятие не может обойтись без привлечения определенного количества работников. Оно может установить с ними трудовые отношения, заключив трудовой договор или контракт, также привлечь работников по гражданско-правовым договорам подряда, которые заключаются, как правило, на небольшой срок (1-3 месяца).
В любом случае, возникнет необходимость учета отработанного времени, а также начисления и выдачи заработной платы и других видов оплат.
После того, как принято обоюдное решение работника и работодателя о приеме на работу, обычно сотрудник предоставляет в организацию следующие документы: заявление сотрудника о приеме на работу, 2 фотографии размером 3*4, ксерокопия паспорта, трудовая книжка (оригинал), страховое (пенсионное) свидетельство (копия), документы воинского учета (военный билет), копия документов об образовании, копия свидетельства о присвоении ИНН, справка с предыдущего места работы (форма 2-НДФЛ), заполненная анкета, справка с основного места работы (для совместителей), свидетельство (а) о рождении детей.
Документы сотрудника подшиваются в личное Дело сотрудника и хранятся в архиве организации 75 лет. На основании Приказа о приеме на работу производится запись в Трудовой книжке сотрудника. При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.
Для учета рабочего времени используется табель, который ведется непосредственно в отделах предприятия.
Неявки и опоздания на работу по уважительным причинам оформляются различными документами: листками временной нетрудоспособности, справками о выполнении государственных и общественных обязанностей и другими. Эти документы после отметки в табеле передаются в бухгалтерию для расчетов с работниками.
Заработная плата работников может включаться:
) в состав расходов по обычным видам деятельности, если:
а) работники основного, вспомогательного и обслуживающего производств, привлечены к процессу производства продукции (выполнении работ, оказания услуг);
б) работники привлечены к процессу реализации готовой продукции или товаров;
в) общехозяйственного (управленческого) и общепроизводственного персонала.
) в состав вложений во внеоборотные активы, в случае если работники заняты в процессе:
а) создания или покупки основных средств, предназначенных для собственных нужд предприятия;
б) создания или покупки нематериальных активов, предназначенных для собственных нужд предприятия;
в) доведения основных средств до состояния, пригодного к использованию;
г) модернизации или реконструкции основных средств.
) в состав внереализационных или операционных расходов.
Если сотрудники заняты в сфере непроизводственной деятельности (например, работникам детского сада), то при расчете заработной платы она учитывается как внереализационные расходы.