Ценовое лидерство и ценовая сигнализация

Одно из главных препятствий для неявного соглашательского ценообразования- трудности в принятии соглашения между фирмами-олигополистами о цене на продукцию без переговоров. Ситуация усложняется при изменении условий спроса, издержек и самой цены.

Ценовая сигнализация

- это форма непрямого тайного сговора. Допустим, фирма объявляет о повышении цены в надежде, что ее конкуренты воспримут это объявление как сигнал о повышении цен. В случае, если все фирмы реактивно отреагируют и последуют примеру инициатора, они получат высокие прибыли.

В реальной жизни часто устанавливается такой порядок, при котором одна фирма достаточно регулярно объявляет о ценовых изменениях, а другие фирмы в отрасли следуют ее примеру. Такая схема называется лидерством в ценах

: все фирмы отрасли, устанавливают цены на продукцию, следуя за действиями ценового лидера, в остальном проводя самостоятельную политику. Принимая решение, фирма-лидер желает сделать его общим для всех, именно поэтому в отраслях, действующих по этой модели, норма прибыли не может быть максимальной, хотя она и выше средней. Однако в таком случае проблема координации исчезает, так как каждая из фирм просто назначает именно такую цену, которую требует за свой товар фирма-лидер.

Рассмотрим ситуацию: на рынке олигополии три олигополистические фирмы продают свой товар по цене $ 10. Если бы они вступили в сговор между собой и разом установили новую цену в $20, то прибыли каждой фирмы серьезно увеличились бы. Однако встретиться и договориться о назначении цены в $20 нельзя, это запрещено законом. В таком случае фирма X повышает свою цену до $15 и объявляет через средства массовой информации, что ей необходимо повысить цену на $5, так как это поможет восстановить экономическую жизнеспособность всей отрасли. Фирмы Y и Z расценивают это по -своему : фирма X ждет их сотрудничества в повышении цены на рынке. Поэтому они тоже поднимают цены до $15. Затем фирма X скорее всего поднимет цену еще выше - например, до $18, - а фирмы Y и Z вслед за ней. Вне зависимости от того факта, будет ли достигнута цена в $20, при которой прибыль фирм будет максимальной, устанавливается такая модель неявного сговора и координации, которая, с позиции фирмы, может оказаться почти насколько же эффективной, как и встреча с официальным соглашением по вопросам цены на товар.

Такой пример лидерства в ценах и ценовой сигнализации является редким случаем, так как скорее всего все закончилось бы антимонопольным судебным разбирательством. В некоторых отраслях одна крупная фирма сама собой могла оказаться бы лидером, в то время как другие фирмы решили, что они поступят разумней всего, если просто установят ее цену , вместо того, чтобы пытаться вытеснять друг друга или лидера . В качестве примером подобного поведения можно привести автомобилестроение США, где General Motors традиционно выступает в качестве ценового лидера.

Лидерство в ценах для олигополистических фирм также может служить средством против нежелания изменять цены, возникающего из страха, что конкуренты могут сбить цену, или же с лучае боязни показаться “раскачивающим лодку”. Фирмы начинают отслеживать действия ценового лидера в ожидании сигнала об изменении цены. В олигополии иногда крупная фирма будет естественным образом выступать в качестве лидера; иногда же лидерами время от времени будут выступать другие фирмы.

Другие статьи по теме

Совершенствование управления основными фондами
В условиях становления рыночных отношений предприятия становятся собственниками определенного обособленного имущества, поэтому важное значение приобретает оценка имущества предприятия. В своей деятельности предприятие для осуществления ...

Планирование и распределение прибыли предприятия
Тема данной курсовой работы "Планирование и распределение прибыли" на сегодняшний день является актуальной т.к. прибыль - основа экономического развития, важнейший показатель эффективности работы любого предприятия. В усло ...

Разделы сайта