Словарь ведущих понятий
Маржинализм |
(от франц. marginal - предельный). Маржинальная экономическая теория - обобщение идей и концепций, в основе которого лежит исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы на микро- и макро-уровне. |
Меновая стоимость |
способность одного товара обмениваться на другой в определенной пропорции в соответствии с количеством воплощенного в этих товарах абстрактного труда, что и делает товары способными к обмену. |
Потребительная стоимость |
способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Потребительная стоимость создается конкретным трудом. |
Стоимость |
воплощенный в товаре общественный труд. Стоимость делает товары однородными, способными к обмену. Стоимость есть внутреннее свойство товара. |
Теория предельной полезности |
концепция в политэкономии, возникшая в последней трети XIX века, является противовесом теории трудовой стоимости К. Маркса. Сторонники этой концепции определяют стоимость товара, исходя из субъективных психологических оценок покупателей. Они утверждают, что стоимость определяется предельной полезностью товара для покупателя, а значит, -- чем больше товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность, тем ниже их стоимость. |
Товар |
это продукт человеческого труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. |
Трудовая теория стоимости |
По мнению сторонников трудовой теории стоимости, обмениваемые товары имеют общую основу в виде трудовых затрат, которые и определяют их стоимость. Классики политической экономии определяли стоимость трудом, затраченным на производство товара. Марксисты разделяли данную точку зрения, но считали, что этот труд двойственен. |