Проблемы развития наукоемкого производства в современной российской экономике

Российской экономике необходимо преодолеть отставание от экономически развитых стран, вступивших в фазу роста современного технологического уклада, ключевым фактором которого являются микроэлектроника и программное обеспечение. Более того, формирующийся в настоящее время новый технологический уклад, базирующийся на генной инженерии, нанотехнологиях, системах искусственного интеллекта, глобальных информационных и интегрированных транспортных сетях, предопределяет очередную технологическую революцию, кардинально повышающую эффективность основных направлений развития экономики.

В этих условиях требуется в полной мере осознание того, что эффективность всех национальных экономических процессов непосредственно определяется способностью создания и использования инновационного потенциала, реструктуризацией общественного производства на базе новейших достижений науки и техники как материальной основы национального хозяйства, а также ресурсным обеспечением интенсификации инновационной активности предпринимательства как условия практического освоения возможностей научно-технического прогресса.

Решение проблем модернизации общественного производства во многом связано с развитием наукоемких отраслей. Их проникновение во все сферы экономики обеспечивает ускоренный рост производительности труда, что приводит к существенному уменьшению затрат на высокотехнологичные товары, а также товары, в производстве которых они используются. В свою очередь, эти изменения вызывают положительный эффект в виде выравнивания пропорции между доходами и потреблением, значительного роста потребления в масштабах всей экономики, что приводит в конечном счете к ускоренной динамике совокупного спроса.

Отрасли наукоемкого производства занимают особое место в инфраструктуре рынка нововведений. В условиях постиндустриальной экономики, в рамках которой последний характеризуется высокой степенью развития, данные отрасли оказывают существенное влияние на динамику совокупного предложения.

Традиционное понимание того, как функционируют рынки и фирмы, непосредственно основано на положении об убывающей отдаче: товары и компании, которые лидируют на рынке, в конце концов, сталкиваются с ограничениями, так что достигается предсказываемое равновесие цен и долей на рынке. Однако на современном этапе экономические системы развитых стран претерпели трансформацию от производства с ресурсозатратными технологиями - к активной разработке и применению технологий, от обработки ресурсов - к обработке информации, от применения природных ресурсов - к применению идей. Ключевое значение приобретает в структуре рынков рынок нововведений, в рамках которого происходит смещение основных механизмов, определяющих поведение экономики.

В этих условиях механизм функционирования рынка и наукоемких фирм основан уже на другом принципе - возрастающей отдачи, суть которого в следующем: лидирующие позиции на рынке нововведений принадлежат производителям, способным увеличить отрыв от конкурентов, те же, кто теряет первенство - теряет его навсегда. Это объясняется тем, что, если фирмы в традиционных отраслях принимают в качестве "заданных" ограничений рыночные и конкурентные условия, в том числе и постоянные издержки участия в отрасли, то инновационная фирма трансформирует эти условия для генерирования инновационных результатов, стремясь трансформировать свой доступ к высококачественным производственным ресурсам при высоких уровнях выпуска продукции.

В обоснование действия принципа возрастающей отдачи в наукоемких отраслях можно определить несколько причин:

снижение внешних издержек: высокотехнологичные товары уже по определению сложны в разработке. Соответственно, внешние издержки их производства в большей степени определяются затратами разработки и дизайна (во многом близкими к издержкам производства на единицу продукции), которые падают по мере увеличения продаж;

действие сетевых эффектов: многие высокотехнологичные товары должны быть совместимы с сетью пользователей. Чем больше сеть пользователей, тем быстрее производитель получает признание, а его продукция становится стандартом, несмотря на наличие на данном рынке конкурентов, готовых представить более совершенную продукцию;

потребительские привычки: высокотехнологичные товары обычно сложны в использовании, что требует обучения. Однажды вложившие средства в это обучение потребители должны только обновлять эти умения в отношении последующих версий товара.

Следовательно, если на рынке традиционных товаров в результате статичной конкуренции достигается равновесие цен, то на рынке нововведений возрастающая отдача порождает нестабильность: если компания (товар, технология) - одна из многих конкурирующих на рынке - вырывается вперед благодаря случайности или продуманной стратегии, то возрастающая отдача может преумножить это преимущество, позволив компании продолжить закрепляться на рынке.

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи по теме

Формы предпринимательства в оборонном комплексе России
В условиях развития рыночных отношений в России обозначились проблемы, неотложное решение которых обуславливает положительные результаты реформирования экономической системы, важное место в которой занимает оборонно-промышленный компле ...

Статистика населения по материалам Орловской области
Словом статистика в середине XVIII в. стали обозначать совокупность разного рода фактических сведений о государствах (от латинского “статус” - государство). К таким сведениям относились данные о численности и движении населения госуда ...

Разделы сайта