Однако существуют и проблемы организационно-правового характера, не позволяющие полноценно использовать все преимущества применения льготного налогового, таможенного и валютного регулирования, установленного в ОЭЗ. Такие проблемы в первую очередь связаны с отсутствием четкого правового инструментария прямого действия, позволяющего отслеживать развитие ОЭЗ на всех этапах ее существования.
Важное место в процессе совершенствования применения ОЭЗ в России занимают вопросы экономического характера, связанные с деятельностью резидентов ОЭЗ, эффективность функционирования которых напрямую отражает эффективность функционирования всей ОЭЗ и ее последующий вклад в экономику отрасли, региона и всей страны.
Отдельное внимание необходимо уделить вопросам проведения комплексного организационно-экономического анализа резидентов ОЭЗ и разработке на его основе рекомендаций по совершенствованию методического обеспечения режима ОЭЗ.
Однако само по себе существование совершенного механизма ОЭЗ не может стать эффективным инструментом в процессе поддержания экономического роста страны и диверсификации структуры экспорта путем снижения в нем доли отраслей топливно-энергетического комплекса. Для реализации механизмов ОЭЗ необходимо осуществить выбор направления государственной поддержки. Внедрение механизма особых экономических зон позволит получить условия для привлечения средств, направленных на реализацию высокоэффективных инвестиционных проектов, осуществляемых на конкурсной основе, посредством организации новых и модернизации существующих конкурентоспособных производств.
Одним из общих приоритетов, которые необходимо учитывать при создании ОЭЗ, является выбор направлений инвестиций. Очевидно, что они могут дать положительный результат только в том случае, если будут направлены на техническое перевооружение конкурентоспособных отраслей, а также впишутся в фундаментальные государственные программы экономических преобразований. Это заставляет по-новому подходить к выбору «точек роста» отечественной экономики.
Главной целью проведения отраслевой политики государства в настоящее время является диверсификация экономики и создание новых сфер достижения конкурентных преимуществ, реализация экономического потенциала региона. Многие годы в нашей стране налоговые льготы на инвестиции предоставлялись без учета их содействия расширению возможностей национальной экономики. В экономической политике последних лет льготные механизмы стали предоставляться в зависимости от приоритетности тех или иных отраслей народного хозяйства.
Решение указанных задач предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической базы, привлечение частного капитала, реализацию программ развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, создание при поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок.
Применение в настоящее время льготных механизмов, предоставляемых режимом ОЭЗ, позволит еще более эффективно реализовать экономический потенциал региона, что будет способствовать снижению транзакционных издержек, удешевлению стоимости конечной продукции, повысит конкурентоспособность национальных отраслей промышленности и позволит внедрить в отечественное производство последние технические достижения мирового уровня. Предложенные меры по совершенствованию таможенного и налогового законодательства, их адаптации к международным нормам, установление транспарентных и общепринятых условий ведения бизнеса в ОЭЗ будут способствовать росту инвестиционной привлекательности зоны, откроют новые возможности для более полной ее интеграции в региональную, национальную и мировую экономику.