Понятие и система относительных показателей рентабельности экономической деятельности предприятия

Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является рентабельность, которая характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции.

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании [1, c.17].

В зависимости от направления движения средств, формы привлечения капитала, целей расчета используют различные показатели рентабельности.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;

) показатели, характеризующие рентабельность продаж;

) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Основными задачами анализа рентабельности работы предприятия являются [12, c.203]:

систематический контроль за выполнением планов реализации продукции, получением прибыли и соответствием фактического уровня рентабельности плановому;

определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на показатели рентабельности;

выявление резервов повышения уровня рентабельности;

оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения уровня рентабельности;

разработка мероприятий по использованию выявленных резервов улучшения показателей рентабельности.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли. Традиционно показатели рентабельности выражают в процентах.

Рассмотрим основные показатели рентабельности, применяемые для оценки эффективности деятельности предприятия.

Рентабельность продукции, или коэффициент окупаемости затрат (Rз), исчисляется путем отношения прибыли от реализации продукции (Прп) к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):

(1)

Показатель рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат) показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Данный показатель определяется как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции при углубленном экономическом анализе. При определении рентабельности продукции в целом по предприятию целесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализационные расходы, относящиеся к основной деятельности [6, c.21].

Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ, услуг на сумму полученной выручки (Врп):

(2)

Рентабельность продаж характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия и показывает, сколько прибыли имеет предприятие с каждого рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Этот показатель также рассчитывается как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции. Тенденция к его снижению позволяет предположить сокращение спроса на продукцию предприятия. Снижение коэффициента рентабельности реализованной продукции может быть вызвано изменениями в структуре реализации, снижение индивидуальной рентабельности изделий, входящих в реализованную продукцию, и др. [19, с. 94].

Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи по теме

Расчет рентабельности судна
Одним из основных видов деятельности речного транспорта является перевозка внешнеторговых грузов в судах смешанного «река - море» плавания. По своей экономической природе заграничные перевозки в судах смешанного плавания представляют ...

Бизнес-план салона-парикмахерской Виола
оборотный Планирование является нормой любой предпринимательской деятельности. С развитием рынка и в России необходимость в бизнес-планах стала настолько очевидной, что уже в 1994-1995 гг. их применение становится обязательным. Бизне ...

Разделы сайта