Товарная продукция предприятия характеризует собой объем продукции, подготовленной для передачи потребителям. В состав товарной продукции включаются:
а) все виды полностью изготовленной, комплектной продукции и полуфабрикатов, предназначенных для реализации;
б) работы и услуги промышленного характера сторонним организациям (частичная обработка деталей и т. д.);
в) продукция вспомогательных цехов и хозяйств, предназначенная для реализации.
г) капитальный и средний ремонт оборудования и транспортных средств своего предприятия.
Изготовленная, но не отвечающая качественным требованиям (стандартам, ТУ) забракованная продукция, а также все виды непроизводственных услуг, в состав товарной продукции не включается.
Объем товарной продукции планируют в стоимостном выражении по действующим оптовым ценам и нормативу чистой продукции по каждой номенклатурной позиции и определяют по формулам: [7, с. 49]
Для каждого вида изделия или услуг
,
а по всему объему товарной продукции
, руб/год,
где - товар продукции по i-му изделию, полуфабрикат;
- объем производства продукции i-го наименования в натуральном выражении, шт, т, м;
- оптовая цена i-го вида продукции, полуфабрикатов, руб.;
n - номенклатура изготавливаемых изделий и полуфабрикатов для реализации на сторону;
- стоимость производственных услуг сторонним организациям и капитальное строительство, руб.;
- затраты на капитальные и средние ремонты оборудования и транспортных средств.
Основные признаки классификации факторов, влияющих на производство и реализацию продукции, следующие. С точки зрения жизненного цикла продукции анализ должен охватывать процессы: проектирования продукции, подготовки производства, производства, реализации, начиная с момента поставки товаров на рынок и заканчивая снятием товара с продаж. С этой точки зрения выделяют факторы, определяющие производство, сбыт и реализацию продукции (рис. 1).
По стадиям кругооборота продукции факторы группируются в сфере производства и сфере обращения готовой продукции.
Рис. 1 Факторы объема производства продукции
Выделяют внутрипроизводственные (внутренние) факторы и внешние - внепроизводственные. Внепроизводственные факторы включают: уровень специализации, уровень поставок сырья и материалов, поставки по кооперации, изменение цен и тарифов на поставки, факторы окружающей среды, в частности охрана окружающей среды. Внутрипроизводственные факторы в соответствии с тремя элементами производственного процесса можно подразделить на три: факторы средств труда, факторы предметов труда, факторы, связанные с использованием самого труда. [2, с. 127]
Объем производства продукции является первым результатным показателем и оказывает влияние на другие результаты производственно-хозяйственной деятельности (рис. 2).
Рис. 2. Взаимосвязь объема производства и реализации продукции с остальными результатными показателями предприятия
Поиск резервов облегчается при наличии их классификации, один из вариантов которой приведен на рис. 3.
Рис. 3. Схема резервов роста объемов производства
Резервы роста объема производства - это количественно измеримые возможности его увеличения за счет улучшения использования ресурсов предприятия.
Полнота подсчетов резервов зависит от определения решающей группы ресурсов. Решающая группа определяется по структуре затрат на производство, по которой можно установить, является ли производство материалоемким, энергоемким, фондоемким или трудоемким.
Рассмотрим прирост объема выпуска продукции за счет каждого фактора (вида резервов). Приращение объема продукции: [5, с. 78]
1) в результате создания дополнительных рабочих мест;
2) от ввода нового оборудования;
) от ликвидации потерь рабочего времени;
) от ликвидации потери времени работы оборудования;
) от внедрения мероприятий по совершенствованию технологии и организации производства и труда;
) в результате улучшения организации производства и труда;
) от снижения норм расхода сырья и материалов в результате внедрения новых технологий.