Поддержка малого бизнеса в японской экономике

Япония входит в первую тройку самых мощных экономик, обладая весьма ограниченными природными ресурсами. Однако главным богатством этой страны является предпринимательский сектор (около 73% занятого населения).

Среди экономически развитых стран Япония занимает лидирующее место, как по уровню развития МПС, так и степени их взаимодействия с крупными предприятиями. Правительство Японии постоянно оказывает законодательную, организационную, техническую и финансовую поддержку сектору МСП. Государственная ежегодная поддержка малого и среднего бизнеса достигает 0,3% расходного бюджета страны. Кроме того, значительную финансовую поддержку оказывают местные бюджеты, есть еще косвенные поступления из других бюджетных и частных источников (развитие науки и техники, образование, экономическое содействие и т.п.). При этом государственные средства в основном служат для оказания косвенной финансовой помощи сектору МСП (развитие инфраструктуры поддержки, создание различных фондов, предоставление гарантий, проведение исследований и т.п.), а также для привлечения средств частного капитала.

Современная система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства формировалась в Японии не менее 40 лет. Ее высокая результативность объясняется не только крупной финансовой и иной поддержкой. Главное - тонкий механизм балансировки, не допускающий перехода за грань, когда эта помощь приводит к бесполезному проеданию госбюджета.

«Японский успех» в области эффективности НТП и проникновения на внешние рынки опирается на высокую внутреннюю конкуренцию, степень которой выше, чем в других развитых странах. Все это влияет и на крупный бизнес, и, что важно, на создание общества, его дух. Высококонкурентная среда Японии насквозь пронизана государственной регламентацией.

Гарантом сбалансированности интересов государства и некрупного предпринимательства выступают всевозможные общественные организации. Правительство стимулирует создание таких фирм, объединяющих представителей среднего и мелкого бизнеса, для того чтобы они активно участвовали в выработке государственной политики и принятии решений. Отслеживание интересов мелкого и среднего бизнеса занята разветвленная сеть торгово-промышленных советов, которые имеются даже в сельских поселках. В Японии такие советы- это общественные организации с прямым выходом на государственные органы всех уровней. На общенациональном уровне они объединены Торгово-промышленной палатой, также являющейся общественной организацией.

Законодательно определен и ценз предприятий, которые могут претендовать на статус малых и средних, включающих дифференцированные по сферам деятельности ограничения по числу занятых (в промышленности, на транспорте и строительстве - не более 300 человек, в оптовой торговле - 100, а в розничной и сфере услуг - человек). Есть также ограничения по величине уставного капитала: в промышленности, строительстве и на транспорте он не должен быть выше 770 тыс. долл., в оптовой торговле - 230 тыс., а в розничной торговле и сфере услуг - 77 тыс. долл.

По закону к малым предприятиям относятся те, где число занятых не превышает 20 человек в промышленности и 5 - в сфере торговли и услуг. В основном это предприятия потребкооперации, а также вспомогательных производств.

Важное место в системе поддержки занимает рационализация управления внутри малых предприятий: правильное ведение бухгалтерского учета, оптимальное распределение собственных и заемных средств, внутрифирменный менеджмент и планирование, умение налаживать контакты с потенциальными партнёрами и заказчиками, улучшение психологического климата коллектива фирмы - эти и многие другие дисциплины теории и практики управления доводятся до каждой некрупной фирмы. Существенный момент поддержки - оптимизация размеров предприятия в соответствии с требованиями НТП в каждой конкретной сфере экономической деятельности. Сюда тесно примыкает кооперирование некрупного бизнеса, которое позволяет повышать конкурентоспособность, противодействовать монопольному диктату крупных фирм, а также иностранным конкурентам. Поэтому само кооперирование - не только цель, но и средство государственной поддержки не крупного предпринимательства.

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи по теме

Бизнес-планирование в здравоохранении
В современной экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий. Планирование - это определение цели развития управляемого объекта, методов, способов и сре ...

Бизнес-планирование
Современная цивилизация, как и современная экономика, начало которой положили капитализм и индустриальная революция, невозможны без предпринимательства. Предприимчивость - их движущий механизм. Мировая практика убедительно свидетельс ...

Разделы сайта