Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на его следующие преимущества:
более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
большая независимость действий малых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;
большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности;
более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства;
относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала.
Собственники малых предприятий более склоны к сбережению и инвестированию, у них всегда более высокий уровень личной мотивации, что положительно сказывается в целом на деятельность предприятия. Малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей. Малые предприятия способствуют росту занятости безработного населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействует подготовке работников и распространению практических знаний.
Однако, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки:
более высокий уровень риска, что обуславливает высокую степень неустойчивости положения на рынке;
большая зависимость от крупных компаний;
ошибки в управлении собственным делом;
слабая компетентность руководителя, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получения кредитов;
неуверенность и осторожность хозяйствующих партнёров при заключении договоров.
Большинство неудач малых фирм связанно менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий. В регулярно проводимых опросах главными причинами неудач называют:
некомпетентность бизнесменов;
несбалансированный опыт;
нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении и в единичных формах владения и в товариществах;
не умение заводить и поддерживать деловые связи и контакты.
Однако менее благоприятные условия хозяйствования, чем у крупных предприятий, обусловливают меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого предприятия, поэтому оно нуждается в государственной поддержке.
Так же недостатком в деятельности малого предпринимательства является их «уход в тень», что не позволяет объективно оценить результат деятельности, в первую очередь малых предприятий. Следовательно, для сферы малого предпринимательства свойственно наличие теневой экономики. Малое предприятие «уводят в тень» такие показатели, как выручка, фонд оплаты труда, оплата аренды помещений, суммы платежей поставщикам, суммы сделок, не отражаемые в отчетности. Причем доля теневого оборота тем выше, чем меньше размер хозяйствующего субъекта.