Формированию антикризисной программы должен предшествовать обстоятельный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его активов и пассивов, дебиторской и кредиторской задолженности, обеспеченности собственными средствами, существующих и возможных заказов, спроса и цен на продукцию и услуги. Это позволяет выявить причины кризисного состояния, наметить способы его преодоления.
Наряду с традиционными мерами «улучшения и совершенствования» системы управления, потребуются глубинные преобразования, базирующиеся на переосмыслении роли, места и миссии предприятия в этом быстроменяющемся мире.
Наиболее важные способы улучшения финансового состояния предприятий - увеличение выпуска конкурентоспособной, пользующейся спросом продукции, снижение ее себестоимости и увеличение выручки на рубль продаж. А рост реализации продукции связан с расширением платежеспособного спроса на качественную отечественную продукцию в результате увеличения заработной платы, пенсий, стипендий; ограничения и регулирования импорта в интересах российской экономики, стимулирования капитальных вложений на техническое перевооружение, реконструкцию, модернизацию предприятий, инноваций; совершенствования структуры экспорта-снижения в нем доли сырья и повышения доли продукции обрабатывающих производств и отраслей; увеличения государственных заказов на федеральном, региональном и межрегиональном уровнях и масштабов общественных работ.
Существуют следующие меры по восстановлению платежеспособности предприятий:
перепрофилирование производства;
закрытие нерентабельных производств;
ликвидация дебиторской задолженности;
проведение реструктуризации активов предприятия;
исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);
продажа предприятия (бизнеса) должника;
иные способы восстановления платежеспособности должника.
Кроме того, восстановлением платежеспособности предприятия при арбитражном управлении считается также заключение мирового соглашения.
Антикризисное управление в первую очередь должно быть связано с регулированием потоков денежных средств и затрат, формирующих кредиторскую задолженность. Бизнес-планирование должно предусматривать:
. Обеспечение достаточности денежных средств.
. Процедуры экономии текущих затрат предприятия.
. Реструктуризация кредиторской задолженности.
Комплекс разработанных мероприятий. входящих в дополнительный раздел бизнес-плана повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления предприятия. позволит решить проблемы. напрямую связанные с осуществлением антикризисного менеджмента предприятия.
Приложения
ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ОЦЕНКИ САНАЦИОННЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Показатель |
Уровень критерия | ||
оптимальный |
приемлемый |
безперспективный | |
Производство и прибыль Индекс объема производства в натуральном выражении |
Превышает единицу или равен ей |
Меньше единицы, но больше среднеотраслевого показателя |
Меньше среднеотраслевого показателя |
Индекс динамики цен на продукцию |
Меньше индекса инфляции |
Равен индексу инфляции |
Больше индекса инфляции |
Соотношение индексов динамики объема реализации и затрат на производство продукции |
>1,0 |
1,0 |
<1,0 |
Соотношение индексов динамики фонда оплаты труда и объема продажи |
<1,0 |
1,0 |
>1,0 |
Соотношение индексов средней заработной платы и инфляции |
>1,0 |
1,0 |
<1,0 |
Соотношение динамики объема выпуска продукции и численности персонала |
>1,0 |
1,0 |
<1,0 |
Соотношение части прибыли, направляемой на развитие производства в базовом и расчетном периодах |
>1,0 |
1,0 |
<1,0 |
Конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках Соотношение доли экспортной продукции в общем объеме производства и среднеотраслевого показателя |
>1,0 |
>0 |
0 |
Соотношение индексов объема продажи и аналогичного среднеотраслевого показателя |
>1,0 |
1,0 |
<1,0 |
Импорт Соотношение доли импортозаменяемых изделий и среднеотраслевого показателя |
>1,0 |
>0 |
0 |