Какой фактор сможет оказать регулирующее действие на частично неопределенное и дезориентированное экономическое поведение? Необходимо создание институтов, адекватных рыночным отношениям и согласующихся с национально-психологическими чертами жителей России. Иными словами, их механизмы регулирования должны быть не только экономически, но и психологически эффективными. Предлагаются несколько направлений, в которых следует работать:
1. Институт лидерства. Успех экономической политики не в последнюю очередь зависит от уважаемых лидеров. В России степень доверия президенту высока, а это значит, что есть шанс переломить пессимистические ожидания.
. Общее формирование психологических установок, связанных с человеческими ценностями. Необходимо добиться слияния принципов честности и доверия и цивилизованной рыночной экономики.
. Совершенствование методов разрешения конфликтов. Альтернативный метод - помощь независимого частного посредника (третейские суды, претензионная форма разрешения споров, проведение переговоров). Проблема заключается в том, что издержки юридической защиты, контрактов высоки, что провоцирует фирмы и граждан обращаться к криминальным структурам.
. Некоммерческий сектор. Нужны некоммерческие организации, защищающие интересы уязвимых групп населения, так как государство в полной мере социальную защиту населения обеспечивает не в полном объеме.
.
Заключение
Рациональное экономическое поведение человека подразумевает выбор в условиях ограниченности ресурсов решения, которое бы минимизировало убытки и максимизировало его прибыль. Рациональность разделяют на три типа (сильная, полусильная, слабая - по Г.Саймону и О.Уильямсону)) и на их основе строятся модели (предполагаемые образцы) человеческого поведения.
На рынке, где количество товаров ограничено, а потребитель располагает лимитированным объемом средств, важно выбрать наиболее выгодную комбинацию из многих товаров, присутствующих на рынке. Для этого сопоставляются кривая безразличия и бюджетная линия. Производители же заинтересованы в информации о том, как отреагирует покупатель на изменение цены на тот или иной вид товара (низкокачественный или высококачественный).
При рассмотрении спроса отдельного индивида или суммарного спроса на определенный вид продукции экономисты предполагают, что потребители действуют рационально. Это позволяет спрогнозировать реакцию покупателей на изменение в цене на товар и проводить грамотную политику в установке цены и объема выпуска продукции.
Анализ рациональности экономического поведения человека необходим в современном мире как экономистам для построения моделей, которые могли бы спрогнозировать решение потребителя, так и в других сферах жизни общества: социальной, правовой, отчасти бытовой. Отчасти рациональное поведение присуще каждому человеку, она проявляется даже там, где люди этого не ожидают. Этому особое внимание уделил Г.С.Беккер, предложив экономический подход к поведению людей вне рынка посредством наложения рыночной модели на иные аспекты жизни индивида.
Рациональное поведение распространяется не только на отдельного человека, но и на группу совместно работающих индивидов. Рациональное поведение в коллективе М. Олсон рассмотрел в своем труде «Логика коллективных действий». Рациональность может увеличить экономическую эффективность союза, но только в том случае, если она направлена на достижение общей цели коллектива, а не индивидуальный интерес участников. Так как группа является не только экономическим, но и социальным объединением, рациональность может стать причиной конфликтов на почве столкновения экономических и социальных интересов.
Безусловно, на практике сплошь и рядом наблюдаются ситуации, когда человек поступает нерационально. Ситуации подобного рода разъяснены Т. Скитовски в монографии «Безрадостная экономика». Это обусловлено особенностями психики каждого отдельно взятого субъекта. Каждый сам для себя решает, что принесет ему большую выгоду и/или удовлетворение. В сознании возникают конфликты между различными мотивами поведения. Экономисты должны учитывать, что на рынке ситуация выбора ограничивается не только бюджетом и предпочтениями в отношении товаров, но и психологическими характеристиками.
Несмотря на то, что основные модели человеческого поведения и типы рациональности уже разработаны, необходимо их постоянно корректировать, совершенствовать и, возможно, создавать новые, так как, во-первых, они по-прежнему в большей или меньшей степени абстрагированы от действительности; во-вторых, экономика отдельных стран и мира в целом претерпевает изменения, что не может не повлиять на изменения в поведении жителей.
Примером может служить переходная экономика России. Резкая смена политико-экономического уклада не могла не сказаться на экономическом поведении граждан. Но очевидно, что с течением времени при грамотной политике со стороны государства российские потребители смогут интегрироваться в рыночную экономику в массовом масштабе.