Подобно физиократам, А.Тюрго утверждал: "Земледелец является первой движущей силой в ходе (всех) работ; это он производит на своей земле заработок всех ремесленников… Труд земледельца - единственный труд, производящий больше того, что составляет оплату труда. Поэтому он единственный источник всякого богатства" [9, c.96,98].
После смерти своего друга В. Гурнэ Тюрго опубликовал сочинение "Похвальное слово Венсану де Гурнэ", в котором раскрыл негативное значение протекционистской политики в экономике и выразил убеждение в том, что "общая свобода покупки и продажи является единственным средством обеспечить, с одной стороны, продавцу - цену, способную поощрить производство, с другой - покупателю - наилучший товар по наименьшей цене"[ 9, c.69].
Еще в 1749 году, будучи в 22-летнем возрасте, опубликовав "Письмо аббату де Сисэ о бумажных деньгах", А.Тюрго предвосхитил идеи количественной теории денег, "классически" изложенные спустя почти 30 лет самим А.Смитом. В частности, в "Письме" он вопрошал к Джону Ло словами: "Но позволительно ли было Ло не знать того, что золото, как и все остальное, теряет в цене, если его количество увеличивается?" [9, c.30] кроме того, он с пониманием сути проблемы аргументировал и положение о неудобстве бумажных денег, когда их количество не соответствует количеству производимых товаров и услуг.
Деньги из драгоценных металлов рассматриваются А.Тюрго по существу в качестве одного из товаров в товарном мире, подчеркивая, что "особенно золото и серебро более, чем всякий другой материал, пригодны служить монетой", ибо они "по самой природе вещей сделались монетой и притом всеобщей монетой независимо от всякого соглашения и всякого закона"[9, c.118]. По его убеждению, деньги, т.е. "золото и серебро, изменяются в цене не только по сравнению со всеми другими товарами, но и по отношению друг к другу, смотря по большему или меньшему их изобилию"[9, c.120].
Наконец, критикуя меркантилистов, к "богатству нации" А.Тюрго относит, прежде всего, земли и получаемый с них "чистый доход", поскольку, на его взгляд, "хотя деньги составляют непосредственный предмет сбережений и являются, так сказать, главным материалом капиталов при образовании их, но деньги, как таковые, составляют почти незаметную часть совокупной суммы капиталов" [9, c. 145], а "…роскошь непрерывно ведет к их уничтожению"[9, c.145].
А.Тюрго, как и Ф.Кенэ, придерживался затратной концепции происхождения стоимости, сводя ее сущность к затратам живого и овеществленного (прошлого) труда. В то же время, обосновывая механизм формирования цен на рынке, А.Тюрго выделяет цены текущие и основные. Первые, как он полагает, устанавливаются соотношением спроса и предложения, вторые "в применении к товару есть то, чего данная вещь стоит работнику… это тот минимум, ниже которого она не может опуститься"[9, c,164]. При этом, по мнению А.Тюрго, редкость является "одним из элементов оценки" [9, c.175] при приобретении товаров.
А.Тюрго, разделяя взгляды Ф.Кенэ, выделяет в обществе три класса: производительный (люди, занятые в сельскохозяйственном производстве); бесплодный (люди, занятые в промышленности и других отраслях материального производства и сферы услуг); собственники земли. Однако первые два класса он называет "работающими или занятыми классами", полагая, что каждый из них "распадается на два разряда людей: на предпринимателей, или капиталистов, дающих авансы, и на простых рабочих, получающих заработную плату" [9, c. 116,117]. Причем, как уточняет А.Тюрго, именно бесплодный класс включает в себя "членов общества, получающих заработную плату" [9, c.102,104].