В понятие ''технология принятия решения'' входят следующие элементы:
24 Что делать (количество и качество объекта)?
· С какими затратами (ресурсы)?
· Как делать (по какой технологии)?
25Кому делать (исполнители)?
26 Когда делать (сроки)?
27 Для кого делать (потребители)?
28 Где делать (место)?
29 Что это дает (экономический, социальный, экологический, технический эффект)?
Если вы ответили на все вопросы количественно и увязали элементы в пространстве, во времени, по ресурсам и исполнителям, значит, вы разработали технологию принятия решения.
Этапы процесса принятия решения:
1. Выявление управленческой проблемы или задачи;
2. Предварительная постановка цели;
3. Сбор необходимой информации;
4. Анализ информации;
5. Определение исходных характеристик проблемы с учетом накладывания ограничений;
6. Уточнение цели и критерия управления, окончательная их формулировка;
7. Обоснование и построение формализованной модели проблемной ситуации;
8. Разработка альтернативных вариантов решения проблемы;
9. Выбор метода решения;
10.Экономическое обоснование выбранного решения;
11.Согласование решения с органами управления и исполнителями;
12.Окончательное оформление и утверждение решения;
13.Организация выполнения решения;
14.Контроль выполнения решения;
15.Стимулирование повышения качества работ, экономии ресурсов и соблюдения сроков;
16.Установление обратной связи с лицом, принимающим решение, и, при необходимости, корректировка цели и задач.
Каждый этап состоит из ряда операций. Например, первый этап ''выявление управленческой проблемы'' требует выполнения следующих операций:
1 Анализ ситуации или объекта по качественным и ресурсным показателям.
2 Сравнение эффективности объекта с лучшими мировыми достижениями в данной области.
3 Определение расхождения показателей анализируемых объектов.
4 Анализ литературных источников, патентного фонда, отчетов о НИР, рекламаций и претензий потребителей.
5 Анализ организационно-технического уровня производства у изготовителя и потребителя.
6 Формирование направлений развития объекта и т.д.
Процесс разработки управленческого решения относится к разряду управленческих процессов.
Аналогично производственным процессам на основные, вспомогательные и обслуживающие подразделяются управленческие процессы. Только здесь в качестве предмета труда выступает управленческое решение, информация, нормативно-технический или управленческий документ. Если операция направлена на изменение любого параметра управленческого предмета труда, то этот процесс будет основным.
К обслуживающим управленческим процессам относятся процессы по накоплению, контролю и передаче предмета труда. К вспомогательным - все те, которые создают нормальные условия для протекания основных или обслуживающих процессов: изготовление, приобретение или ремонт средств технического оснащения и т.п.
Проектирование любых процессов осуществляется на основе анализа и разработки мер по углублению межпроизводственной, внутрипроизводственной, технологической и функциональной специализации. Факторами углубления любой формы специализации является унификации, типизация и стандартизация операций, процедур, методов, информации и других элементов систем управления.
Основными принципами рациональной организации любых процессов являются пропорциональность, непрерывность, параллельность, прямоточность, ритмичность, а также концентрация однородных предметов труда (деталей, информации, документов и т.п.) в одном месте, гибкость процесса. Рассмотрим эти принципы подробнее.
Пропорциональность
- принцип, выполнение которого обеспечивает равную пропускную способность разных рабочих мест одного процесса, пропорциональное обеспечение рабочих мест информацией, материальными ресурсами, кадрами и т. д. Принцип пропорциональности следует помнить при решении совершенно любых вопросов, т.к. ''скорость эскадры определяется скоростью самого тихоходного судна''.