Качество управленческого решения - это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя и обеспечивающих реальность его реализации.
К параметрам качества управленческого решения относятся:
1. Показатель энтропии, то есть количественной неопределенности проблемы. Если проблема формулируется только качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближается к нулю. Если все показатели проблемы выражены количественно, показатель энтропии приближается к единице;
2. Степень риска вложения инвестиций;
3. Вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и сроков;
Степень адекватности (или степень точности прогноза) теоретической модели фактическим данным, на основании которых она была разработана.
После предварительной регламентации параметров качества управленческого решения и его эффективности (устанавливается предел, минимально допустимая эффективность, ради которой стоит приниматься за решение проблемы) анализируются факторы внешней среды, оказывающие влияние на качество и эффективность решения.
К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения относятся:
1 Применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;
2 Изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;
3 Обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией;
4 Применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;
5 Структуризация проблемы и построение дерева целей;
· Обеспечение сопоставимости вариантов решений;
6 Обеспечение многовариантности решений;
7 Правовая обоснованность принимаемого решения;
8 Автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;
9 Разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;
10 Наличие механизма реализации решения.
Выполнить перечисленные условия повышения качества и эффективности управленческого решения довольно трудно и это дорого стоит. Речь о выполнении полного набора перечисленных условий может идти только для решений по дорогим объектам. Вместе с тем конкуренция объективно вынуждает каждого инвестора повышать качество и эффективность управленческого решения. Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества учитываемых условий повышения качества и эффективности решений на основе автоматизации системы менеджмента.
Таким образом, одним из условий повышения качества и эффективности управленческого решения является обеспечение многовариантности решений, то есть следует прорабатывать не менее трех организационно-технических вариантов выполнения одной и той же функции по достижению цели. Альтернативные варианты управленческих решений должны приводиться в сопоставимый вид по следующим факторам:
1) фактор времени (время осуществления проектов или вложения инвестиций). Обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов по фактору времени осуществляется исходя из посылки, что ''сегодняшний рубль дороже завтрашнего''.
2) фактор качества объекта;
3) фактор масштаба (объема) производства объекта;
4) уровень освоенности объекта в производстве;
5) метод получения информации для принятия управленческого решения;
6) условия применения (эксплуатации) объекта;
7) фактор инфляции. Он учитывает обесценивание денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги без повышения их качества.
Фактор инфляции не следует путать с фактором времени. Последний учитывает ''работу'' денег, получение прибыли от их вложения в проект независимо от темпов инфляции (которые теоретически могут быть равны нулю). При экономическом обосновании управленческих решений фактор времени в смысле ''работы'' денег и фактор инфляции в смысле их обесценивания следует учитывать раздельно. Неправомерно в условиях переходной российской экономики применять подход к учету фактора времени, действующий в некоторых странах с развитыми рыночными отношениями, где вследствие незначительной инфляции не разделяются фактор времени и фактор инфляции, где действует качественная законодательная база управления инфляцией.