Важнейшим фактором, оказывающим влияние на цену, а следовательно и на всю предпринимательскую деятельность хозяйствующего субъекта, является государственное регулирование цен. Существуют прямые и косвенные меры воздействия государства на цены. Прямые меры осуществляются путем установления определенного порядка ценообразования, косвенные направлены на изменение конъюнктуры рынка, валютных налоговых операций, оплаты труда.
Способы воздействия государства на цены.
Виды цен. |
Роль государства. |
Формы государственного воздействия. |
Фиксированные государственные цены. |
Цены устанавливает само государство. |
Государственные прейскурантные цены. «Замораживание» рыночных свободных цен. Фиксирование монопольных цен. |
Регулируемые государством. |
Государство устанавливает правила для предприятия, а оно самостоятельно устанавливает цены. |
Установление предельного уровня цен. Установление предельных надбавок. Установление предельных значений элементов розничной цены. Установление предельного уровня разового повышения цен. Государственный контроль за монопольными ценами. |
Свободные (договорные) цены. |
Государство устанавливает «правила игры» на рынке, вводя ряд запретов на недобросовестную конкуренцию. |
Запрет на горизонтальное фиксирование цен. Запрет на вертикальное фиксирование цен. Запрет на демпинг. Запрет на недобросовестную ценовую рекламу. |