Упорядочение системы труда в 1956-1960 гг.
восстановило определяющую роль общегосударственных тарифов, установленных по отраслям. Размеры тарифных ставок в разных отраслях увеличились от 30 до 70%, что создало благоприятные условия для улучшения качества нормирования труда и повышения эффективности поощрительных систем оплаты. Это стало важным шагом к обеспечению единства в тарификации труда рабочих всех отраслей промышленности. В 70-х годах бы введен Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), который заменил более чем 250 отраслевых справочников. Он строился на базе Единого перечня профессий рабочих по видам работ, что сократило перечень профессий более чем в 3 раза.
Особенностью совершенствования системы заработной платы в 70-х годах было то, что основное внимание уделялось усилению ее дифференциации в зависимости от условий труда. В большинстве отраслей были введены три группы ставок - на работу с нормальными, работу с тяжелыми и вредными, а также работу с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда. Все последующие совершенствования системы оплаты труда носили частичный характер.
Радикальная реформа оплаты труда 1986 г.:
ее особенностью стало то, что она впервые в комплексе охватывала все элементы оплаты труда - его нормирование, тарифную систему, механизм доплат и надбавок, систему премирования. Данная реформа основывалась на принципиально новой платформе: повышение ставок и окладов осуществлялось за счет средств, заработанных самыми трудовыми коллективами. Основными целями были усиление материальной заинтересованности в росте эффективности производства, тесная связь результатов труда и его оплаты в условиях хозрасчета, использование экономических рычагов управления, рост качества продукции. В ходе реформы 1986 года стало очевидным, что стане необходима система гибких тарифных сеток с несколькими ступенями («вилками») оплаты труда в рамках тарифных разрядов.
К сожалению, новые условия оплаты труда имели разовый эффект, так как базировались на интенсификации живого труда, как главного фактора роста эффективности производства. К 1991 году накопился ряда проблем: существовали неоправданные приоритеты при дифференциации тарифных ставок, не было единства подходов к оценке сложности труда рабочих и служащих, работников производственных и непроизводственных отраслей, заключение коллективных договоров имело формальный характер.
Подводя черту под исследование советских тарифных систем, следует особо отметить тарифную реформу 1919-1927 гг. - именно в данный период имело место введение отраслевых тарифных сеток, лучше отражавших специфику различных производств. Все дальнейшие преобразования лишь корректировали уже существующие отраслевые тарифные системы.
Если же говорить о системе оплаты труда в Республике Беларусь после распада СССР, то основой ее формирования стала реформа 1992 года
. Была введена единая для всех отраслей экономики республиканская тарифная система оплаты труда, которая (в модифицированном виде) функционирует и сейчас: исходная тарифная система была обязательна для организаций бюджетной сферы и организаций, пользующихся дотациями из бюджета, и носила рекомендательный характер для коммерческих предприятий. Она предполагала применение тарифной ставки первого разряда в размере минимального потребительского бюджета и 22-разрядной Единой тарифной сетки с равномерным 11-процентным нарастанием тарифных коэффициентов. На протяжении последующих лет в нее неоднократно вносились изменения. /3/