В случае недостаточного роста объема продаж возможны проблемы связанные недостатком наличности для погашения текущих расходов. В этом случае возможны следующие решения.
. Если данная проблема оценивается как временная, то она решается небольшим дополнительным инвестированием или краткосрочным кредитованием.
. Если она оценивается как достаточно длительная (более чем 2-3 месяца), то либо должны быть приняты решения по сокращению расходов, в частности, на персонал, А если такого рода сокращения нецелесообразны, то дополнительный расчет должен показать объем дополнительных долгосрочных инвестиций или кредитования.
Основной стратегией снижения этого риска является гибкое реагирование на изменение потока пациентов. Увеличение штатного расписания и длительности рабочего времени только при стабильном росте их числа и сокращение рабочего времени и штатного расписания в случае резкого спада потока клиентов (например, сезонного).
Кроме того, маркетинговые расходы будут во многом зависеть от интенсивности потока пациентов и в определенной степени управлять им.
Также гибко предполагается реагировать на структуру спроса - при увеличении спроса на консультации конкретных специалистов и проведение конкретных процедур будут приниматься меры для удовлетворения этого спроса и, наоборот, при снижении такого спроса - рабочее время соответствующих специалистов будет сокращаться.
Одним из решений снижающим риски может стать образование резервного фонда путем ежемесячного отчисления части (10-20%) прибыли.
Критическим является длительная загрузка Центра на 15-30% от максимального уровня (15% < КПД < 30%). При этом проект окупается не за 2 года, а за более длительный срок (чтобы узнать какой именно - необходимо провести пересчет всего проекта на более длительный период). При длительном снижении КПД до уровня 15-18%, если не сократить расходы, проект перестает окупаться.
Другим фактором риска являются возможные расходы на сервисное обслуживание импортного оборудования, аналога которому нет в России, а также упущенные доходы в период его простоя из-за неисправности (а при длительной неисправности - срыв курсового лечения). Выход из этой ситуации один - приобретать только такое оборудование, сервис и ремонт которого в Москве доступен.
Расходные материалы к импортному оборудованию также должны быть доступны в России, иначе возможны перебои с их поставкой из-за задержек при таможенной очистке, что в свою очередь также может привести к простою оборудования.