Спрос на продукцию с января 2009 года практически не претерпел изменений, однако количество предприятий, отмечающих снижение спроса, сократилось на 11 %.
Ситуация на рынке труда стала более напряженной, на сегодняшний день найти подходящие кадры стало сложнее для 65% респондентов, чем в январе 2009 года (46%).
Ситуация с поиском недвижимости в целом не изменилась по сравнению с январем 2009 года, но несколько ухудшилась по сравнению с началом 2010 года.
Общий объем просроченных платежей со стороны покупателей продолжает снижаться. Более 60 % респондентов указывают на незначительный размер задолженности.
Помимо этого, объем просроченных платежей со стороны компаний на сегодняшний день, тоже сократился (21%) по сравнению с началом 2009 года. При этом сокращается и объем задолженностей по всем направлениям, за исключением задолженностей по налогам (19%).
Уровень конкуренции среди компаний практически не меняется.
Административное давление: примерно 18% респондентов отмечают уменьшение количества проверок (в январе 2009 года - всего лишь 8%). С 40% до 60% с января 2009 года увеличилось количество предприятий, утверждающих, что неформальных платежей нет [13].
Наблюдается усиление давления со стороны налоговых органов (в конце 2008 года 7% респондентов испытывали давление, в октябре 2010 года 11%). При этом 5% респондентов отмечают увеличение случаев противоправных действий налоговиков (в январе 2009 года - всего лишь 1,5%).
Ситуация с рейдерскими захватами и давлением со стороны криминала фактически не изменилась с января 2009 года.
С 15% до 10% с января 2009 года уменьшилось количество предприятий, фиксирующих случаи противоправных действий в отношении своего бизнеса со стороны правоохранительных органов. Вместе с тем, эти предприятия отмечают усиление давления на бизнес (5% в январе 2009 года, 6% в октябре 2010 года).
Основными проблемами малый и средний бизнес по-прежнему считает спад спроса на продукцию и дефицит финансов, а также повышение тарифов на коммунальные услуги.
Кадровый вопрос: почти в 4 раза по сравнению с январем 2009 года увеличилось количество утверждений о серьезных проблемах с поиском квалифицированного персонала.
Наиболее ожидаемыми малым и средним бизнесом антикризисными мерами со стороны Правительства РФ по-прежнему являются «замораживание» тарифов, кредитование, а также налоговые каникулы.
Среди антикризисных мер, которые применили сами компании для выхода из кризиса, наиболее эффективными оказались сокращение издержек, ценовая политика и сокращение штата сотрудников.
Проведя анализ состояния малого бизнеса в Российской Федерации, приходим к выводу, о том что в период кризиса количество малого предпринимательства в РФ уменьшилось, инвестиций в основной капитал малых предприятий на всей территории Российской Федерации в большинстве случаев уменьшились. Анализируя данные 4 квартала 2010 года, заметно увеличение инвестиций в основной капитал, это говорит о том, что если малое предпринимательство пошло на поправку от кризиса, то в недолгом будущем это ждет и экономику России.