Российская Федерация передала заявку на вступление в ВТО в 1994 году. В 1995-1996 годах шло обсуждение торговой политики России на основе представленного ею меморандума. С 1997 года началась реализация главной задачи - проведения двухсторонних и многосторонних переговоров о конкретных условиях присоединения [4,10].
Вступив в ВТО, Россия может решить следующие принципиальные задачи:
1) возможность стать равноправным торговым партнером на мировом рынке и создать условия для своего экспорта. При этом необходимо исходить из того, что в результате присоединения должны быть урегулированы проблемы дискриминационного отношения к Российской Федерации со стороны западных стран, не признающих пока ее страной с рыночной экономикой;
2) использование существующей в рамках ВТО системы поддержания дисциплины в международной торговле, включая механизм разрешения споров;
) перевод торгово-экономических отношений России с другими государствами и их региональными группировками на равноправную, предсказуемую, долгосрочную экономико-правовую основу;
) создание дополнительных стимулов для гармонизации российского законодательства и практики его применения в соответствии с международными требованиями [2,335].
Так же участие в ВТО позволит Российской Федерации:
1) претендовать на режим наибольшего благоприятствования при применении мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли для всех своих товаров и услуг на рынках всех стран-участниц ВТО. Конкретно это означает, что для российских товаров не могут быть установлены более высокие пошлины или введены какие-либо дополнительные ограничения по сравнению с товарами указанных стран. В настоящее время Россия пользуется преференциальными пошлинами в торговле с США, Канадой, Европейским союзом. Однако участие в ВТО гарантирует применение всеми странами-членами этой организации к российским товарам тарифных ставок не выше конвенционных, а так же отказ от произвольного введения количественных и других нетарифных ограничений;
2) претендовать на национальный режим для российских товаров и услуг, экспортируемых в страны-члены ВТО. После соблюдения таможенных формальностей все правила налогообложения, хранения, транспортировки и реализации товаров должны быть одинаковыми для отечественной и импортной продукции. Налоги, которыми облагают товары при ввозе в страну, так же должны взиматься по тем же ставкам, что и налоги на отечественные товары (правда, в реальной мировой практике сегодня этот принцип нарушается де-факто, поскольку при равной налоговой ставке в базу обложения импортных товаров НДС помимо таможенной стоимости включается величина таможенной пошлины);
3) претендовать на применение к российской продукции единых, детально разработанных правил ГАТТ по борьбе с демпинговым субсидируемым импортом, а так же защитных мер в целях сохранения национального производства;
) добиваться применения к российским товарам за рубежом единых технических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных стандартов, то есть применения к стандартам принципа национального режима, а так же участия в выработке такого порядка применения этих стандартов, который затруднял бы торговлю в минимально возможной степени;
) претендовать на защиту интеллектуальной собственности в странах-членах ВТО в соответствии с правилами этой организации (включая национальный режим защиты такой собственности, а так же патентную защиту на 20 лет, защиту интегральных схем на 10 лет, защиту промышленных образцов на 10 лет, защиту аудиовизуальной продукции на 20 лет для СМИ и на 50 лет для исполнителей и продюсеров);