Предприятие как субъект экономических отношений

Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, который выпускает и (или) реализует продукцию либо оказывает услуги. С экономической точки зрения предприятие является первичным производственным звеном, с правовой - представляет собой неделимое юридическое лицо. Это обусловливает рассмотрение предприятия в качестве целостного субъекта хозяйственных связей и отношений.

В условиях рыночной экономики основной целью предприятия является прибыль, которую оно получает в результате производства и (или) реализации различных благ и направляет на удовлетворение интересов членов трудового коллектива и собственника имущества данного предприятия. Реализация производимых благ связана с созданием собственной торговой сети и (или) кооперацией с торгово-посредническими предприятиями. Механизм согласования интересов работников с интересами собственника и, соответственно, способ удовлетворения этих интересов зависит от хозяйственно-правовой формы предприятия, которая определяется, в первую очередь, его формой собственности. Различают предприятия, основанные на государственной, муниципальной, коллективной (собственность общественных объединений) и частной формах собственности, хотя Конституция РФ допускает существование иных форм собственности. Коллективная форма собственности отличается наибольшим спектром хозяйственно-правовых форм, среди которых: хозяйственные общества (акционерные, с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью); хозяйственные товарищества; кооперативы и др.

Передовой зарубежный опыт свидетельствует, что в условиях рынка всем производителям необходимо составлять планы как долгосрочной, так и текущей деятельности. Это означает, что всем нашим предпринимателям следует также иметь деловые планы. Составление бизнес-плана служит первым шагом каждого начинающего предпринимателя в сферу инновационной, хозяйственной, коммерческой или инвестиционной деятельности. Разработка такого плана требует не только всесторонней экономической оценки будущего бизнес-проекта профессиональными менеджерами, но и непосредственного участия самих предпринимателей и высших руководителей предприятия или фирмы. Совместное участие в составлении бизнес-планов экономистов и предпринимателей особенно необходимо на отечественных предприятиях, имеющих многолетний опыт составления тактических и стратегических, в частности пятилетних и годовых, планов. Поэтому возникает вопрос о преемственности или соотношении широко известных в российской промышленности систем и методов планирования социально-экономического развития предприятий и новых бизнес-планов.

Другие статьи по теме

Планирование и распределение прибыли предприятия
Тема данной курсовой работы "Планирование и распределение прибыли" на сегодняшний день является актуальной т.к. прибыль - основа экономического развития, важнейший показатель эффективности работы любого предприятия. В усло ...

Цена как основной фактор конкуренции
Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что понятия конкуренции и ценообразования является фундаментальными в экономической теории рыночных отношений. Можно привести следующее определение: конкуренция - ситуация, когда суще ...

Разделы сайта