· второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга;
Величина прибыли в данном случае зависит: во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства.
· третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли[26,с.184].
Рассматривая прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели.
Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия оценивается не только абсолютными, но и относительными показателями. Относительные показатели представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала или прибыли и произведенных затрат. Первое соотношение принято называть рентабельностью, второе - прибыльностью деятельности.
В общем случае под рентабельностью понимается отношение прибыли, полученной за определенный период, к объему капитала, инвестированного в предприятие.
Экономический смысл значения данного показателя состоит в том, что он характеризует прибыль, получаемую вкладчиками капитала с каждого рубля средств (собственных или заемных), вложенного в предприятие.
В зависимости от направления вложения средств, форм привлечения капитала, а также целей расчета используют различные показатели рентабельности.
Можно выделить показатели, используемые в статистической практике для оценки эффективности применяемых в производстве текущих ресурсов и затрат, и показатели, на основе которых определяют доходность и эффективность использования имущества фирмы. Эффективность производственно - хозяйственной (коммерческой) деятельности фирмы отражает показатель балансовой (общей) рентабельности; эффективность использования текущих ресурсов и затрат характеризует рентабельность продукции. Однако показателем истинной эффективности работы предприятия может быть только рентабельность продаж
На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных факторов: уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников; степень использования производственных ресурсов; объем, качество и структура продукции; затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направлениям ее использования.
В процессе анализа рентабельности исследуются уровень показателей, их динамика, определяется система факторов, влияющих на их изменение, количественно оцениваются факторные влияния. Необходимо отметить, что полученные результаты рентабельности на практике полезны лишь в том случае, когда эти результаты сопоставляются с данными предыдущих лет или аналогичными показателями других предприятий.
Методология факторного анализа показателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул расчета показателя по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности.
Факторные модели рентабельности раскрывают важнейшие причинно-следственные связи между показателями финансового состояния предприятия и его финансовыми результатами. Такие модели являются также управляемыми средствами прогнозирования финансовой устойчивости предприятия. Необходимость предвидения ближайших и отдаленных перспектив развития - актуальная задача для предприятия. Поэтому факторные модели рентабельности являются незаменимыми инструментами оценки прибыльной работы предприятия.