Главной особенностью экономической мысли Древнего Востока (восточного рабства) заключается в масштабных хозяйственных функциях государства. Так создание ирригационных систем и контроль над ними требовал безусловного участия государственных органов в этой деятельности, в том числе в создании части правовых мер. Однако присутствовала чрезмерная государственная опека.
На примере Древнего Египта человечество располагает самыми ранними памятниками экономической мысли за всю историю самоорганизации в рамках государственных образований. Один из них датируется 22 столетия до н.э. и им является некое послание, которое называется "Поучение гераклеопольского царя своему сыну". В нем приводятся "правила" государственного управления руководства хозяйством, овладение которыми для правителя также важно, как и всякая другая сфера искусства.
Другой памятник дотирован в начале XVIII века до н.э. и называется: "Речения Ипуреса". Главной идеей этого речения - недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения простолюдинов и начала в стране гражданской войны.
Вавилония - это древневосточное государство, расположенное в междуречье Тигра и Ефрата, оставило потомкам творение своего царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.), часто именуемое Кодексом законов, который действовал в этой стране в XVIII веке до н.э. В соответствии с ним, во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозу суверенитету страны, из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну, вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы.
Некоторые примеры законодательных установок в кодексе Хаммурапи:
.Посягнувший на чужую частную собственность, в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью.
2.
За несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане более не лишаются своей земли.
3.
Срок долгового рабства (жены, сына, дочери, отца) не должен превышать 3-х лет, а сам долг отменяется по отбыванию срока наказания.
4.Предел денежной ссуды не может превышать 20%, натуральный - 33% от ее первоначальной суммы.
Своеобразие экономической мысли Древнего Китая ассоциируется с именем мыслителя Конфуция (531 - 479 гг. до н.э.). Его сборником был "Лунь-юй" («Беседы и суждения»), а также с идеями популярного в IV-III веках до н.э. коллективного трактата "Гуань-цзы". Сборник регламентируемых патриархальных отношений и защиты государства, экономического благополучия родовой знати, Конфуций настаивал на мысли, что только образованный правитель является "отцом народа" и гарантом правильного действия, способен реально повлиять на равномерное распределение создавшегося объема богатств.
Авторы коллективного трактата "Гуань-цзы" в качестве главной выдвигали задачу сделать государство богатым, а народ довольным, посредством равномерного распределения богатства без обогащения торговцев и ростовщиков. И так же, как и Конфуций ратовали за незыблемость сословного деления общества.
Наиболее известным свидетельством экономической мысли Древней Индии, на протяжении IV-III вв. до н.э., является трактат "Артхашастра", который расшифровывается: артха - исскуство, учение; шастра - доход; т.е. учения о доходах. Его автором являлся древнеиндийский мыслитель Каутилья.
В этом трактате автор возвестил своему народу положение о происхождении богатства и необходимости регулирования процессов торговой прибыли между купцами и государством. Согласно трактату, накопление богатства естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан - "ариев", для которых не должно быть рабство, и каждый, кто не возвращает причитающиеся за пользование землей долги, обязан за это разделить участь низшего сословия на определенное время или навсегда.