Структура олигополистического рынка очень противоречива. С одной стороны, каждая фирма в олигополии стремится максимизировать свои текущие прибыли, а с другой - она действует с учетом их влияния на поведение других фирм в данной отрасли. Дело в том, что внутри олигополии выигрыш одних фирм может быть получен лишь за счет потерь других фирм. Вместе с тем, сотрудничество фирм, их согласованное поведение обеспечивают каждому участнику больше выгоды, чем при независимых действиях. Поэтому олигополия любой ценой пытается избежать войн цен между фирмами, которые в неё входят. Достигается это путем заключения тайных договоров. Пример олигополии см. на схеме 8.
Схема 8. Олигополия (на примере автомобильной промышленности США)
Заключение
Суть конкуренции проявляется в том, что она, с одной стороны, создает такие условия, при которых покупатель на рынке имеет огромное количество возможностей для приобретения товаров, а продавец - для их реализации. С другой стороны, в обмене участвуют две стороны, каждая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера. В результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки.
Непременным условием конкуренции является независимость субъектов рыночных отношений от определенных "высших" и "внешних" сил. Эта независимость проявляется, во-первых, в возможности самостоятельно принимать решение о производстве или покупке товаров или услуг; во-вторых, в свободе выбора рыночных партнеров. В процессе конкуренции хозяйствующие субъекты как бы взаимно контролируют друг друга, причем осуществляют это преимущественно лучше самого тщательного государственного органа. Конкуренция также является важным инструментом регулирования пропорций общественного производства в условиях рынка.
В силу своей противоречивой природы конкуренция несет в себе одновременно как позитивные, так и негативные последствия и действия. С одной стороны, она выступает как внешняя принудительная сила, которая побуждает ее участников в процессе заботится о своих собственных микрохозяйственных интересах способствовать общественному прогрессу.
Монополизм, даже если он и естественный, разрушительно влияет на рыночный механизм, а через него и на экономику в целом. Не заботясь о поддержании сильного конкурентного тонуса, монополия неминуемо порождает тенденцию к торможению НТП. Для того, чтобы получить высокую прибыль, ей совсем необязательно осваивать новые технологии, снижать затраты и расширять сбыт. Достаточно установить монопольно высокие цены и навязать их потребителям. Последним придётся смириться с тем, что количество товаров уменьшится потому что, взвинчивая цены, монополия получает ту же прибыль (или и больше), реализовывая меньшее количество товаров. Неминуемо и ухудшение качества товара. Монополизм также приводит к снижению стойкости механизмов воссоздания, может вести к разрыву хозяйственных связей. Особенно это касается отечественной экономики, где любые неполадки на предприятии-монополисте сразу же отражаются на работе сотен предприятий-смежников.
Тормозя стимулы использования достижений НТП, монополия делает экономику чрезвычайно расточительной, сдерживает ее интенсификацию. В качестве основных факторов развития в монополизированной экономике выступают дополнительные материальные, финансовые и человеческие ресурсы. Там, где господствуют монополии, цены теряют рыночную гибкость, недостаточно реагируют на колебание спроса и предложения, характеризуются невысокой эластичностью. Монополия глушит импульсы, которые идут от спроса к производству, которое дезориентирует инвестиционные потоки, а потребности потребителей остаются недовольными. Взвесив позитивные и негативные черты и последствия монополизма, американский экономист Пол Энтони Самуэльсон сделал однозначный вывод, что монополизм - экономическое зло.