Потребительский рынок

Ситуация на потребительском рынке Республики в 2010 году определялась наметившейся тенденцией к повышению реальной заработной платы и иных доходов населения.

С начала 2010 года началось наращивание темпов прироста (в сопоставимых ценах) оборота розничной торговли и объема платных услуг (I квартал - 0,8%, 6 месяцев - 3,8%, 9 месяцев - 6,7%), что обеспечило увеличение совокупного объема потребления товаров и услуг населением по итогам 2010 года в сопоставимой оценке на 5,6%. Однако, учитывая спад объема потребления в 2009 году (на 8,0% в сопоставимых ценах), потребительская активность граждан на внутреннем потребительском рынке в 2010 году оставалась ниже докризисного уровня 2008 года на 2,7%. В текущих ценах населением было оплачено товаров и услуг на 6 386,5 млн. руб., данный показатель возрос на 19,5% (данный прирост включает как увеличение потребления в натуральном выражении, так и инфляционные процессы).

Прогнозируемый объем потребления, рассчитанный на январь-декабрь 2010 года, в размере 6 508,8 млн. руб. выполнен на 98,1%.

Структура потребления в 2010 году характеризовалась увеличением доли расходов населения на оплату услуг на 0,6 процентных пункта до 25,0%, при соответствующем сокращении потребительских расходов на покупку товаров до 75,0% (в январе-декабре 2009 года - 75,6%).

Наметившееся восстановление потребительского спроса населения в январе-декабре 2010 года явилось стимулом увеличения оборота розничной торговли по отношению к соответствующему периоду 2009 года на 19,1% (в текущих ценах) до 4 787,8 млн. руб., в сопоставимой оценке данный показатель прирос на 6,2%, при этом на 98,9% покрыл докризисный показатель 2008 года. Прогнозируемый объем розничных продаж, рассчитанный на 2010 год, выполнен на 101,5%.

При сравнении динамики и структуры продаж продовольственных и непродовольственных товаров необходимо отметить изменение потребительских предпочтений населения в 2010 году в пользу повышения доли покупки непродовольственных товаров. Доля покупок населением непродовольственных товаров в обороте розничной торговли в 2010 году увеличилась по сравнению с 2009 годом на 9,7 процентных пункта, с 2008 годом на 3,9 процентных пункта и составила 50,8% от общего товарооборота, а их объем в сопоставимой оценке возрос к уровню 2009 года на 27,4%, при этом на 17,6% не достиг базового показателя 2008 года. Реализация продовольственных товаров в 2010 году снизилась по отношению к уровню базового показателя 2009 года в сопоставимых ценах на 8,7% и на 2,2% не покрыв объем реализации продовольствия 2008 года, а долевое представительство данной группы товаров в структуре продаж сократилось до 49,2% против 58,9% в 2009 году и 53,1% в 2008 году.

В течении 2010 года на потребительском рынке республики продолжала сохраняться тенденция формирования оборота розничной торговли в основном за счет продажи товаров негосударственными торгующими организациями (включая физических лиц). При увеличении оборота розничной торговли данных организаций на 19,4% по сравнению с базовым показателем 2009 года, доля негосударственного сектора в совокупном объеме потребления приросла на 0,3 процентных пункта и составила 98,6%, в том числе на субъекты малого предпринимательства пришлось 26,6%, на физические лица - 72,0% (в 2009 году данные показатели составляли 25,7% и 72,6% соответственно). Вклад государственных и муниципальных торгующих организаций в формировании объема розничной торговли в 2010 году сократился на 0,3 процентных пункта, составив 1,4%, при увеличении объема по отношению к аналогичному показателю 2009 года на 3,3% до 68,9 млн. руб.

В условиях возобновившегося потребительского спроса населения, поддерживаемого уровнем реальных располагаемых доходов и заработной платы объем оказанных услуг и реализации товаров организациями общественного питания за 2010 год увеличил показатель 2009 года в сопоставимых ценах на 6,5%, составив 123,6 млн. руб. и на 99,4% покрыл базовый показатель 2008 года.

Преобладающая часть розничного товарооборота общественного питания (80,1%) сформирована в организациях негосударственной формы собственности, объем, которого возрос на 26,9%. На организации государственной и муниципальной форм собственности в 2010 году приходилось 19,9% объема розничной торговли, при этом его объем возрос на 80,2%.

Определившиеся тенденции в экономике обусловили положительную динамику показателей, характеризующих рынок платных услуг населению.

Восстановление потребительского спроса на фоне роста доходов населения определили увеличение объема платных услуг населению

в январе-декабре 2010 года по отношению к базовому показателю 2009 года в сопоставимой оценке на 3,6%. Учитывая спад показателя (в сопоставимых ценах) в 2009 году (на 2,0%) и существенное увеличение в 2008 году (на 16,9%), объем услуг населению в сопоставимых ценах 2010 года на 92,9% покрыл докризисный показатель 2008 года.

В текущих ценах объем платных услуг организаций всех форм собственности и физических лиц в 2010 году возрос по отношению к соответствующему показателю 2009 года на 20,4% и составил 1 598,6 млн. руб. При этом, прогнозируемый параметр, рассчитанный на 2010 год, в размере 1 794,0 млн. руб. выполнен на 89,1%.

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи по теме

Износ и амортизация основных фондов
Основной признак предприятия это наличие в его собственности, в его хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества - материально-технической базы (МТБ). МТБ обеспечивает предприятию возможность функционирова ...

Исследование финансового состояния предприятия. Показатели платежеспособности
Антикризисное управление - процесс применения форм, методов и процедур, направленных на социально-экономическое оздоровление финансово-хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя , предприятия, отрасли , создание и разви ...

Разделы сайта