Важнейшей предпосылкой финансового успеха венчурного инвестора является отбор проектов для инвестирования. Это долгий и тщательный процесс, требующий времени. Для того чтобы в соответствии с правилом «3-3-3-1» из 10 компаний одна дала превосходные, а еще три - очень хорошие результаты на «выходе», необходим основательный подход к отбору всех компаний, так как неизвестно заранее, кто из них станет лидером рынка.
Отбор проектов для финансирования - сложный и затратный по времени процесс, в рамках которого инвестор проводит всестороннее изучение огромного объема информации о существующих компаниях и отбор среди них наилучших. Это демонстрирует рис. 3.1.
Рис. 3.1
Процедура отбора компаний венчурными фондами
Процесс отбора состоит из двух последовательных стадий: deal flow и due diligence.
Поиск и отбор компании (deal flow) - первоначальный этап поиска конкурентоспособных венчурных проектов. Основными источниками информации о компаниях являются их резюме, поступающие инвестору. Со своей стороны инвестор сам ищет проекты через анализ прессы и рекламных материалов, выставки, венчурные ярмарки, базы данных ассоциаций венчурного инвестирования, личные контакты. Вне зависимости от ориентации и предпочтений инвесторов общим критерием выбора является ответ на единственный вопрос: способна ли компания и рынок, в котором она находится к быстрому развитию и достижению лидерских позиций. При этом предполагается, что финансовый риск инвестора очень велик, и он может быть оправдан лишь возвратом на вложенный капитал выше среднего по рынку уровня.
Переходом от поиска к изучению компании является «первая встреча» инвестора и представителей компании, в ходе которой обе стороны приглядываются друг к другу на предмет возможности взаимодействия в будущем. Затем проводится множество повторных встреч. Часть из них сопровождается выездом инвестора в компанию, осмотром производства и демонстрацией продукции.
Изучение компании (due diligence) - процесс «тщательного анализа» компании. Эта стадия может продолжаться от нескольких месяцев до года и завершается принятием окончательного решения о начале инвестиций или отказе от них. Рассматриваются все аспекты текущего состояния компании и рынка в целом и их перспективы.
Основные задачи процесса изучение компании:
l понять бизнес и оценить его стоимость;
l оценить риски;
l проанализировать финансовое состояние проекта;
l оценить перспективы бизнеса и конкурентную среду;
l оценить способности менеджмента в эффективном управлении бизнесом.
В целом процесс отбора компаний включает ряд этапов.
1. Изучение поданных заявок.
2. Первая встреча («изучение друг друга»).
. Обсуждение продукции, рынка, перспектив, команды.
. Обсуждение вопросов интеллектуальной собственности.
. Обсуждение производства и выезды для осмотра производства.
. Обсуждение финансового состояния компании и условий инвестирования.
. Обсуждение, анализ и корректировка бизнес-плана.
. Финальная встреча.
Даже в случае отказа в инвестициях финальная встреча с представителями фонда весьма полезна для предпринимателя, так как в ее ходе венчурный инвестор может дать компании много ценных советов и указаний относительно ее будущей стратегии.
Первый документ, который поступает в распоряжение венчурного инвестора, - это резюме проекта или инвестиционное предложение, объем которого - не более 3-7 страниц. Именно оно анализируется на стадии отбора В случае перехода на стадию изучения компанию просят предоставить подробный бизнес-план, объем которого должен составлять 20-30 страниц. Впоследствии бизнес-план будет дорабатываться при участии венчурного инвестора. В ряде случаев информация о компании предоставляется в виде PowerPoint-презентации, выставочного стенда, а также записи в каталоге выставок или венчурных ярмарок.
Ведущие эксперты по бизнес планированию рекомендуют наряду с идеей формулировать цели проекта. Хорошим инструментом для выработки понятных для инвестора целей служит принцип SMART: цели создаваемого бизнеса должны быть конкретными (Specific), поддающимися измерению (Measurable), достижимыми (Achievable), реалистичными(Realistic), привязанными ко времени(Timed). Принципы методологии SMART изложены в приложении 3.
Структура бизнес-предложения, бизнес-плана и презентации компании примерно соответствует целям и критериям отбора и состоит из следующих пунктов:
1. ключевая информация о проекте;
2. команда;
. бизнес и стратегия;
. интеллектуальная собственность;
. производство/операции;
. финансы;