Товар - это продукт человеческого труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи.
Товар является одним из элементов комплекса маркетинга, наряду с ценой, методами распространения и продвижения. Товар - все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть не только физические объекты, но и услуги, лица, места, организации, идеи и т.д.
Следует отличать понятие «товар» от понятия «товарной единицы». Товарная единица - обособленная целостность, характеризуемая показателями величины, цены, внешнего вида и прочими атрибутами. Например, зубная паста - товар, а тюбик пасты «Колгейт» фирмы «Колгейт» стоимостью 25руб. - товарная единица.
Существует три уровня товара: товар по замыслу, товар в реальном исполнении и товар с подкреплением.
Товар по замыслу - сердцевина понятия товара в целом. На этом уровне дают на вопрос: что в действительности будет приобретать покупатель? Ведь, по существу, любой товар - это заключенная в упаковку услуга, для решения какой-то проблемы. Например, покупатели приобретают не сверла определенного диаметра, а отверстия того же диаметра. Поэтому, задача деятеля рынка - выявить скрытые за любым товаром нужды и продавать не свойства этого товара, а выгоды от него.
Разработчику предстоит превратить товар по замыслу в товар в реальном исполнении. Губная помада, компьютеры и т. д. - все это товары в реальном исполнении. Товар в реальном исполнении может обладать пятью характеристиками: качеством, свойствами, внешним оформлением, марочным названием и упаковкой.
И, наконец, разработчик может предусмотреть предоставление дополнительных услуг и выгод (поставку и кредитование, монтаж, послепродажное обслуживание, гарантии), составляющих товар с подкреплением. Если рассматривать компьютер, то подкреплением к товару служат инструкции, рабочие программы, услуги по доставке, программированию, ремонту, гарантии и др. Идея подкрепления товара заставляет деятеля рынка присмотреться к существующей у клиента системе потребления в целом.
Классификация товаров в условиях маркетинга. Группы товаров:
Товары длительного пользования - выдерживают многократное использование;
Товары кратковременного пользования - потребляются за один или несколько циклов использования;
Услуги.
Классификация товаров широкого потребления:
Товары повседневного спроса: приобретаются без раздумий и сравнения;
Товары предварительного выбора: перед приобретением сравниваются варианты: схожие - одно качество, разные цены; несхожие - должны иметь широкий ассортимент;
Товары особого спроса: имеют уникальные характеристики и марочные предпочтения, не сравниваются;
Товары пассивного спроса: об их покупке не задумываются (страхование жизни, энциклопедии). Требуют личной продажи.
Потребительские свойства товара:
. Свойства социального назначения: востребованность товара потребителями, зависит от платежеспособности и общественных норм потребления. Кроме того, от сезона, стиля и моды.
2. Функциональные свойства: способность удовлетворять потребности покупателя. Делятся на три группы: а) показатели совершенства выполнения основной функции; б) показатели универсальности; в) показатели выполнения вспомогательных функций.
. Надежность товара в потреблении: способность товара полноценно выполнять свои функции в течение срока службы. Группы показателей надежности: а) безотказность; б) показатели долговечности; в) ремонтопригодность; г) сохраняемость.
. Эргономические свойства: удобство и комфорт эксплуатации изделия на всех стадиях в системе «человек - товар - среда». Группы показателей эргономических свойств: а) гигиенические; б) антропометрические; в) физиологические и психофизические; г) психологические.
. Эстетические свойства: способность товара выражать свою социокультурную значимость, степень полезности и совершенства в воспринимаемых человеком признаках, такие как соответствие формы содержанию, стилю, моде, окружающей среде, пропорциональность и пр.
. Экологические свойства: уровень вредных или полезных воздействий товара на окружающую среду при хранении, транспортировке и потреблении.
. Безопасность потребления: характеризует безопасность использования товара. Виды безопасности: электрическая, химическая, механическая, пожарная, биологическая, транспортных средств.