Стоимость

Для того чтобы обмен товарами произошел, они должны обладать чем-то общим, что их приравнивало бы друг к другу. Товар обладает двумя основными свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью.

Стоимость - воплощенный в товаре общественный труд. Стоимость делает товары однородными, способными к обмену. Стоимость есть внутреннее свойство товара. Стоимость в отличие от потребительной стоимости категория историческая, она существует в тех способах производства, где есть товарное производство.

Стоимость - основа количественных соотношений при эквивалентном обмене. Разные экономические школы природу стоимости объясняет по-разному: затратами рабочего времени, балансом спроса и предложения, издержками производства, предельной полезностью и др.

Стоимость в статистике - произведение цены товара на его количество рис. 1.

Рис. 1

Товар представляет собой единство потребительной стоимости и стоимости. Это единство можно представить так:

В товарном хозяйстве продукты производятся для обмена путем купли-продажи. На рынке в обменные отношения вступают два лица - продавец и покупатель. Каждый из них приходит на рынок с диаметрально противоположными интересами. Продавец желает продать товар подороже, а покупатель - купить товар подешевле. Рынок - это борьба интересов. В результате этой борьбы и продавец и покупатель приходят к единому интересу, т.е. обмениваются товарами по единому эквиваленту, в основе которого лежат общественно необходимые затраты труда по их производству - стоимость. Эти взаимосвязи в товарном хозяйстве носят объективный и устойчивый характер и принимают форму закона стоимости. Закон стоимости - это закон товарного производства, согласно которому производство и обмен товаров должны осуществляться в соответствии с общественно необходимыми затратами труда, Другими словами, закон стоимости - это закон, согласно которому цена должна соответствовать стоимости товара.

Однако следует иметь в виду, что товар есть совокупность потребительной стоимости и стоимости. Поэтому цена как денежное выражение стоимости товара определяется не только общественно необходимыми затратами на его производство, но и другими факторами и в первую очередь спросом и предложением. По этой причине в реальной жизни цена, как правило, не совпадает со стоимостью. Свое действие в условиях товарного производства закон стоимости проявляет именно через колебания цен вокруг стоимости. Следует заметить, что отклонение цен от стоимости не нарушает самого закона стоимости, ибо, во-первых, эти отклонения незначительны, а, во-вторых, отклонения в сторону плюс уравновешиваются отклонениями в сторону минус.

В товарном производстве закон стоимости выполняет следующую роль:

а) выступает в качестве регулятора товарного производства;

б) способствует росту производительности труда;

в) способствует дифференциации товаропроизводителей.

Другие статьи по теме

Бизнес-планирование
Современная цивилизация, как и современная экономика, начало которой положили капитализм и индустриальная революция, невозможны без предпринимательства. Предприимчивость - их движущий механизм. Мировая практика убедительно свидетельс ...

Улучшение оплаты труда на примере ОАО Урал Сталь
Экономической основой доходов за труд является доход работника за проделанную работу или время работы. Он выступает в форме заработной платы и представляет собой компенсацию за расход физической, нервной и интеллектуальной энергии, зат ...

Разделы сайта