Проиллюстрируем динамику показателей рентабельности в 2006-2010 годах с использованием данных прогноза (рисунок 4). Прогнозные значения показателей представлены штриховой линией.
Рисунок 4 - Динамика показателей рентабельности продаж и продукции (с учетом прогноза)
Таким образом, по результатам прогнозирования получаем, что рентабельность продаж в 2009 году составит 17,87%, в 2010 году вновь возрастет до 21,39%. Рентабельность продукции в свою очередь увеличивается до 21,75% и 27,21% в 1 и 2 годы прогноза соответственно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Различные стороны производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия находят свое отражение в системе показателей финансовых результатов. В эту систему включаются показатели рентабельности финансово-хозяйственной деятельности, а также валового дохода - выручки от реализации продукции (работ, услуг). Чем выше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем прочнее его экономическое положение в рыночной экономике. Поэтому выявление резервов увеличения прибыли и рентабельности - одна из основных задач в любой сфере бизнеса.
Система показателей рентабельности включает три блока показателей: рентабельность издержек производства и инвестиций, показатели рентабельности продаж, показатели рентабельности капитала фирмы и его частей.
Анализ показателей рентабельности предприятия предусматривает не только определение ее динамики, но и выявление факторов, определяющих ее величину. На основе результатов анализа выявляются резервы повышения рентабельности предприятия, после чего осуществляется процесс ее прогнозирования.
Анализ динамики основных показателей рентабельности ООО Сыродельный завод в 2006-2008 годах показывает, что все показатели имели положительную динамику, что свидетельствует о повышении эффективности экономической деятельности предприятия. Так, например, рентабельность продаж возросла с 6 до 14%, рентабельность продукции увеличилась в рассматриваемый период с 7 до 16%.
Анализ факторов, влияющих на изменение рентабельности проводился с использованием методов цепных подстановок и абсолютных разниц. Результаты анализа зависимости рентабельности продаж от рентабельности капитала и капиталоемкости продукции показал, что положительное влияние на уровень рентабельности оказывал рост значения рентабельности капитала, а сглаживанию этого влияния способствовало уменьшение капиталоемкости, ведущее к снижению показателя рентабельности продаж. Суммарное влияние двух факторов в 2007 году составило 2%, в 2008 году - 6%.
Факторный анализ изменения рентабельности продукции ООО Сыродельный завод, показал, что ее увеличение было вызвано ростом прибыли от реализации: влияние этого фактора определило рост рентабельности продукции на 3% в 2007 году и 9% в 2008 году. Рост затрат на производство и реализацию продукции, наоборот привел к снижению показателя рентабельности на 1% и 2% соответственно. Суммарное влияние факторов составило в 2007 году 2%, в 2008 году - 7%.
Кроме того, в курсовой работе был проведен факторный анализ зависимости рентабельности активов от рентабельности продаж и коэффициента оборачиваемости активов.
Прогнозирование показателей рентабельности проводилось на основании прогнозирования затрат на производство и реализацию и выручки от реализации продукции. Прогноз уровня рентабельности продаж с помощью указанного метода в 2009 году составляет 17-18%, в 2010 году - 21-22%. Для показателя рентабельности продукции прогнозные значения составляют 20-21% в 2009 году и 26-27% в 2010 году.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица А.1
Исходные данные для расчета показателей рентабельности
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
Темп роста, % |
2008 г. |
Темп роста, % |
1. Балансовая прибыль, тыс. руб. |
4072865 |
5568415 |
136,70% |
14002378 |
343,80% |
2. Выручка от реализации, тыс. руб. |
51017742 |
58366370 |
114,40% |
68034137 |
116,60% |
3. Капитал предприятия (активы), тыс. руб. |
70090685 |
73343291 |
104,60% |
75457610 |
104,20% |
4. Собственный капитал, тыс. руб. |
17955832 |
18765243 |
104,51% |
19026670 |
101,39% |
5. Текущие активы, тыс. руб. |
68298137 |
71549870 |
104,76% |
73665526 |
102,96% |
6 . Рентабельность продаж, % |
6,3 |
8 |
126,98% |
14,2 |
177,50% |
7. Рентабельность собственного капитала, % |
0,23 |
0,30 |
130,82% |
0,74 |
248,01% |
8. Рентабельность активов, % |
0,06 |
0,08 |
130,66% |
0,19 |
244,41% |